Помощь при аккредитации медработников. Повышение квалификации медицинских работников: чья обязанность?

Помощь в аккредитации фармацевтических работников

А кто несет ответственность за отсутствие переподготовки?

Кто отвечает за повышение квалификации медработников – больница или сами врачи, медсестры? Кто оплачивает? И кто несет ответственность за отсутствие переподготовки?

Эти вопросы обсудили в ходе видеоконференции портала Право-мед.ру управляющий Центром медицинского права Алексей Панов (Омск), председатель Ярославского областного общества больных рассеянным склерозом “Гефест” Игорь Степанов (Ярославль), доцент НГМУ, председатель Медико-правовой комиссии Новосибирского отделения Ассоциации юристов России Игорь Васильев (Новосибирск) и руководитель университета «Сантем» Юрий Дебелый (Красноярск).

В начале общения Алексей Панов напомнил правовые нормы, регулирующие профессиональную переподготовку:

– Согласно ст. 79 ФЗ № 323, клиника обязана организовывать и осуществлять меддеятельность в соответствии с законодательством РФ. В том числе – обеспечить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медработников раз в пять лет. По ст. 196 Трудового кодекса РФ, права и обязанности по подготовке и профессиональному образованию есть и у самих работников, которые обязаны совершенствовать профзнания и навыки, обучаясь по дополнительным профессиональным программам (в сроки, установленные приказом Минздрава России № 66н от 2012 года). Понятно ведь, что медицина движется, необходимо изучать новые технологии, применение лекарственных препаратов, медизделий. В этом же приказе сказано, что именно работодатель определяет необходимость повышения квалификации, переподготовки, стажировки. Причем если речь идет о новом виде меддеятельности, переподготовка проводится в обязательном порядке. Есть еще свеженький, от 2016 года, Приказ № 334н. В нем сказано, что при периодической аккредитации медработник должен представить отчет, что он сделал для совершенствования своих профнавыков – так называемое портфолио.

Если раньше особого выбора у врачей не было – обучающие программы «сами приезжали» в город, лечебное учреждение, то сейчас совершенно другая система – считает Игорь Степанов.

  Помощь при аккредитации медработников. Условия для независимой оценки качества услуг до сих не созданы

Готовое портфолио фельдшера здравпункта

– Врач должен набрать 250 баллов за пять лет, 50 баллов год, это 18 часов очных, 18 – заочных, плюс 14 – участие в различных конференциях. Он сам выбирает, какие конференции посещать, какие циклы – очные, дистанционные проходить. А обязанность работодателя – в оплате за обучение. Естественно, новая система повышает ответственность работников в плане выбора курса, да и финансовые проблемы могут возникать. Зато выбор индивидуального плана обучения стал шире, – говорит участник из Ярославля.

– Согласен, сегодня медработнику предоставляются большие возможности выбора образовательных курсов. Однако многие врачи, особенно лет за 40, сопротивляются введению этой системы: им сложно в нее вникнуть, проще работать «по накатанной». Поэтому работодателю следует мотивировать их выбирать то, что интересно. Объяснять, что новые знания дадут новые возможности в работе. Допустим, врач акушер-гинеколог изучил новую методику обследования пациента или диагностики и применяет ее на практике – и имеет от этого дополнительный доход, – добавил Юрий Дебелый.

Переподготовка медиков, уточнили участники конференции, финансируется из трех источников: госбюджета; средств медорганизации; фонда ОМС. Вдобавок медработнику не запрещено использовать собственные средства, посещать семинары фармкомпаний, производителей медтехники, общественных организаций.

Административную ответственность за переподготовку (нарушение лицензионных требований; норм, регулирующих трудовые правоотношения) несет прежде всего работодатель. Работник – в более привилегированном положении, – снова напомнил законы управляющий ЦМП. Так, если врача не направили на переподготовку, повышение квалификации, он может обратиться в государственную инспекцию труда: будет возбуждено административное производство, на клинику наложен административный штраф. Медика же могут лишь отстранить от работы, наложить дисциплинарные взыскания.

– В гражданско-правовом смысле в правоотношения вступает лицензированная медорганизация. Потому все обязанности по поводу обеспечения квалифицированной качественной медпомощью лежат на ней, как и особенности подбора кадров, – подытожил постоянный участник конференций портала Право-мед.ру Игорь Васильев. – Причем обязанность эта четко формализована. Помимо прочего, есть единый квалификационный справочник, в том числе медработников, который определяет и квалификацию, и формы, методы ее усовершенствования. После чего сотрудник, чтобы быть принятым в штат, должен сдать еще и итоговое испытание. Если клиника заинтересована в работе, она обязана готовить специалистов. При этом, согласно ст. 249 Трудового кодекса, она может прикреплять врача договором о том, что, получив обучение, он должен отработать определенное время. А в случае увольнения без уважительных причин – возместить сумму, которая составляет часть от неотработанного времени. Если же врач какое-то время не работал или устраивается по специальности, по которой у него нет квалификации, оплата за обучение возлагается на него.

  Помощь при аккредитации медработников. Комиссия по социальному законодательству АЮР ответила на инициативы юристов

Ответственность за несвоевременную подготовку, говорит доцент НГМУ, лежит на работодателе. Так, в Новосибирской области оказание медуслуги не прошедшим переподготовку врачом расценивается как грубое нарушение лицензионных требований. Больницу штрафуют на сумму от 100 до 200 тыс.руб. Медработника, если отсутствие переподготовки привело к грубой ошибке, причинило здоровью пациента вред, привлекают и к дисциплинарной, и к уголовной ответственности.

При аккредитации медработников в России вы можете получить помощь:

  1. Обратившись в региональные органы здравоохранения или аккредитационные центры.
  2. Консультироваться с медицинскими профессиональными организациями.
  3. Обратиться к аккредитационным консультантам.
  4. Просить помощи у коллег или опытных медработников.
  5. Использовать онлайн-ресурсы и официальные источники информации.

Рекомендуется связаться с соответствующими органами здравоохранения и профессиональными организациями для получения более подробной информации и инструкций по аккредитации в вашем регионе.

Оставить комментарий